БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ: рекомендации учителю
Рекомендации учителю по развитию
одаренного ребенка
- Работайте по индивидуальному плану с большими объемами учебных
заданий.
- Предоставляйте большей самостоятельности.
- Требуйте выполнения обычного учебного задания в нескольких
альтернативных вариантах.
- Уделяйте больше внимания физическому и нравственному развитию.
Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Начальные классы (I-IV классы)
- Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
- Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять совместные занятия с другими детьми.
- Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
- Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей высокоодаренных учеников.
Средняя и старшая ступень (V - XI классы)
- Создавать ситуации незавершенности или открытости, в
отличие от жестко заданных и строго контролируемых ситуаций.
- Разрешение и поощрение множества вопросов.
- Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности.
- Стимулирование ответственности и независимости.
- Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
- Формировать более разнообразный взгляд на мир.
- Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
- Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
- Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
- Научить прослеживать межпредметные связи.
- Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
- Оказывать поддержку в ситуации успеха.
- Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
- При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
- Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком - индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные; музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка
2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
3.Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
4. Ребенку предоставить:
- название темы,
- план
изучения темы,
- основные вопросы,
- понятия и термины, которые он должен усвоить,
- практические
работы,
- список необходимой литературы,
- формы
контроля,
- задания для самопроверки.
5. Для анализа результатов работы оформить таблицу:
- предмет
- дата
и время консультаций
- главные рассматриваемые вопросы
- время
работы с темой по программе
- фактически затраченное время
- дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
- невыясненные вопросы
- причины отклонений от сроков.
6. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.
Наиболее эффективны следующие методы работы с одаренными учащимися
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством
чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый
объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно - историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод "если бы...". Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
"Мозговой штурм". Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов
Тьютор
К.Ю.Сухова, методист