БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ: характеристика одаренных детей

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: 

  • Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  • Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  • Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
  • Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.

Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: 

  • Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
  • Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  • Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  • Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  • Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  • Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
  • Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя.

В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.

Тьютор

М.Г.Елисеева,

педагог-психолог

ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, Все права защищены 2017
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать