БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ: характеристика одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
- Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не
воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным
ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и
проникать в суть вещей и явлений.
- Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и
смерти, религии и сущности мироздания.
- Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они
кажутся достаточными для их сверстников.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все
делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые
переживания в случае невозможности их достижения.
- Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в
проблему, подавляя любые «помехи».
- Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в
экстремальной ситуации.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и
исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в
данный момент для самореализации.
- Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения
между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать
и классифицировать материал.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения
морально-нравственных норм и отношений.
Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей также имеются свои минусы.
Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности:
- Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого
человека, особенно если он интеллектуально слабее.
- Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
- Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками,
так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда
неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
- Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника,
так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
- Стремление прерывать и поправлять собеседника во время
разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение
в словах.
- Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия
конформизма и способности идти на компромисс.
- Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится
скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя: не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя.
В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Тьютор
М.Г.Елисеева,
педагог-психолог