ПРОЕКТ "БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ" для педагогов и родителей

ДОРОГУ ТАЛАНТУ!

Как развить в ребенке талант и что делать, если талантов нет?

Существует точка зрения, что абсолютно все дети талантливы. Увы, специалисты уверены, что истинная одарённость встречается не так часто, как хотелось бы любящим родителям. Тем не менее, попробовать отыскать в ребёнке талант, а после постараться развить его - можно

Где растут таланты?

Единого мнения на этот счёт нет.

Некоторые учёные утверждает, что способности передаются по наследству и генетическая предрасположенность в значительной степени влияет на одарённость.

При этом ряд учёных утверждает, что на развитие дара влияет благоприятная среда.

В наше время всё больше учёных придерживаются той точки зрения, что на одаренность влияет не что-то одно, а совокупность факторов. По их мнению, наиболее точная формула таланта такова:

Наследственность + благоприятная среда + мотивация ребёнка

Настоящий дар сложно не заметить. Однако даже если способности не ярко выражены, вполне возможно, что они всё же есть. Но вот как их обнаружить в этом случае?

Психологи разработали методы, которые позволяют оценить, в какой мере развиты психические функции, отвечающие за ту или иную творческую способность у конкретного ребёнка. Лучше всего применять эти методы к детям в возрасте от трёх - пяти лет и старше.

Развиваем талант. Советы психологов 

Не навязывайте ребёнку свои представления о том, как необходимо развивать его способности.

Важно дать маленькому таланту возможность заниматься тем, что хочет именно он, позволять выплёскивать творческую энергию в тех формах, которые ему кажутся правильными.

Пусть ребёнок сам выберет, что ему ближе, классическая или современная музыка, роль вратаря или нападающего и т.д.

Не упрекайте ребёнка в лени, не требуйте покорения новых вершин и только безусловных побед.

Дети имеют право на ошибку.

Увлечённость процессом и удовольствие от занятий на первых порах гораздо важнее результатов.

Берегите детей от чрезмерных нагрузок.

Позвольте ребёнку иметь много увлечений.

А если таланта нет? 

Не нервничать и не третировать ребёнка.

Главное, трезво оценивать способности ребёнка и свою готовность помогать ему.

Даже небольшие способности при правильной организации учебного процесса можно развить до вполне приличного уровня.

Помните о том, что, например, интеллект прекрасно поддаётся тренировке.

Те же тесты, проверяющие IQ, мало кто сразу выполнит на максимальном для себя уровне.

«Качать» мозг можно и нужно.

О системе работы педагогов с талантливыми детьми 

«Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать, Сумеет всякий... кто понятлив: Таланты может воспитать Учитель, если сам талантлив»

Прежде всего, одарённых детей надо выявить. Одарённость ребёнка проявляется в жажде поиска новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов. Талантливых детей мы определяем путём собственных наблюдений, бесед с родителями, анализа их особых успехов и достижений, анализа внешкольной деятельности и её результативности. К группе одарённых детей относим ребят, которые имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности, испытывают радость от умственного труда, художественного творчества, спорта.

Определив одарённых детей, учим их думать, предпринимать всё возможное для развития своих способностей.

В основе профессиональной деятельности педагога должны следующие принципы:

  • индивидуализация и дифференциация обучения;
  • создание среды для раскрытия творческих способностей талантливых детей;
  • свобода выбора дополнительных образовательных услуг;
  • разнообразие форм внеурочной деятельности;
  • проектно-исследовательская деятельность.

Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.

На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.

Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше.

Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке.

Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми 

  • Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
  • Быть доброжелательным и чутким;
  • Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
  • Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
  • Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию;
  • Обладать чувством юмора;
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;
  • Стимулировать когнитивные способности учащихся.

Негативными сторонами одарённых детей являются следующие качества личности: 

1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее. 

2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым и споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними. 

Талантливому педагогу: возможности саморазвития и сопровождения

Интерактивный проект Информационно-методического центра Калининского района "Успешный педагог"

Информационно-методический центр Калининского района:
электронные офисы сопровождения педагогов


Талантливому педагогу: возможности для творчества и диссеминации инновационного опыта 



ВЕБИНАРЫ для учителей 

YouTube-канал для педагогов

Конкурсы и акции 

Проекты 

Открытые уроки

Конференции, форумы, фестивали 

Выставки для учителей 

Вебинары

Образовательный центр "Сириус" 

Образовательные программы для педагогов 

ЛЕКТОРИУМ для учителей Штерн А.С. Алгебра, как искусство раскрытия скобок. Штерн Александр Савельевич - кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой алгебры Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, председатель Омской РПМК ВсОШ, руководитель образовательных программ АНО ДО «Перспектива», руководитель Летней школы «Математика у моря». Лектор иллюстрирует методику формирования навыка эффективного моделирования и техники алгебраических преобразований на примере решения задач по темам: теорема Виета; подстановки в квадратный трёхчлен и кубический многочлен; многочлены от нескольких переменных; раскрытие скобок в неравенствах. ЕЩЁ

Юшков Алексей Николаевич, кандидат психологических наук, доцент научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Санкт-Петербург), ведущий эксперт программы «Школьная лига РОСНАНО» Методологические основы организации проектной и исследовательской деятельности школьников: этапы реализации, образовательный результат, возрастные нормы" (часть 1часть 2)

Кноп Константин Александрович, педагог дополнительного образования юношеской математической школы при СПбГУ, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по математике: "Учимся составлять школьную олимпиаду" 

Иванов Олег Александрович, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор СПбГУ, автор многих книг и статей по вопросам школьной математики: "Проблемы углубленного математического образования"

Козеренко Константин Владимирович, кандидат физико-математических наук, учитель математики Лицея «Вторая школа» (г.Москва), постоянный участник и руководитель летних математических школ: "Гомотетия: имитация научного исследования" 

Гуденко Алексей Викторович, доцент кафедры общей физики МФТИ, преподаватель школы по экспериментальной физике при МФТИ, член жюри олимпиады по экспериментальной физике, член жюри Всероссийской олимпиады школьников по физике: "Организация эксперимента в старших классах. Примеры 2016 г. Школа по экспериментальной физике" 

Соломин Вадим Николаевич, учитель математики Физико-математического лицея №239 (г. Санкт-Петербург), Почётный работник общего образования, Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года» - 2012: "Модуль и расстояние"

Агаханов Назар Хангельдыевич, кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, учитель математики физико-математического лицея № 5 (г. Долгопрудный): "Подготовка школьников к всероссийским и международным интеллектуальным состязаниям по математике"

Рыжик Валерий Адольфович, кандидат педагогических наук, старший методист Лицея «Физико-техническая школа», Народный учитель РФ, лауреат Корчаковской премии, стипендиат Алферовского фонда, соавтор 23 учебников по геометрии: "Новые возможности в построении урока геометрии" 


Пасечник Владимир Васильевич, профессор, доктор педагогических наук, председатель ЦПМК по проведению Всероссийских биологических олимпиад школьников, член жюри Международной биологической олимпиады школьников. "Подготовка школьников к участию в системе биологических олимпиад"

Штерн Александр Савельевич, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой алгебры Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, председатель региональной ПМК Всероссийской олимпиады школьников по математике. "Математические олимпиады не только для олимпийцев"

 Агаханов Назар Хангельдыевич, кандидат физико-математических наук, доцент МФТИ, лауреат премии Правительства РФ в области образования, учитель математики физико-математического лицея № 5 (г. Долгопрудный) "Подготовка школьников к всероссийским и международным интеллектуальным состязаниям по математике" 

Линейные менеджеры проекта

В.П. Колесникова,
директор ИМЦ

Е.Б. Пигалкина, 
заместитель директора ИМЦ

Н.Ю. Кадетова,
заместитель директора ИМЦ

Запись на консультацию

ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, Все права защищены 2017
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать