ШКОЛЬНЫЙ ГУРУ: о программе развития талантов

Программа развития талантов (Talent Management) -

целенаправленная деятельность по созданию в образовательной организации системы привлечения, найма, развития и использования талантливых педагогов, способных достигать исключительных результатов в профессиональной деятельности.

В основе Программы лежит постулат: педагоги - актив образовательной организации, дополнительное преимущество в условиях конкуренции в образовательном пространстве Санкт-Петербурга.

Обязательно: вовлечение руководителей всех уровней образовательной организации, выделение ими большого процента рабочего времени на развитие педагогов, внедрение нестандартных способов работы с педагогическими работниками

УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ vs УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ


УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГАМИ

  • Ответственность за программы развития педагогов: HR- менеджеры
  • Привлечение персонала в образовательную организацию: компенсационный пакет 
  • Основные формы развития: тренинги, наставничество 
  • Инвестиции образовательной организации в развитие: равные условия для всех  

УПРАВЛЕНИЕ ТАЛАНТАМИ

  • Ответственность за развитие талантов: все уровни руководителей
  • Привлечение талантов в образовательную организацию: маркетинговая стратегия   
  • Основные формы развития: карьерное планирование, микс учебных форматов, баддинг, шадовинг, секондмент, ротация   
  • Инвестиции образовательной организации в развитие: индивидуально для каждого таланта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
И ТАЛАНТЫ: ОЖИДАНИЯ 

Работа с талантами - это набор ожиданий 

Образовательная организация 

  • Ожидание высокой производительности
  • Ожидание «правильного» поведения
  • Ожидание эффективности и инновационности
  • Ожидание высоких результатов в будущем 

Таланты

  • Ожидание личного роста
  • Ожидание постоянного движения вперед
  • Ожидание осмысленности и результата
  • Ожидание действий и выбора
  • Ожидание творчества
  • Требовательность к вниманию и чувству собственного достоинства 

УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, 

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТАЛАНТОВ 

Значимо и ценно для талантов:

  • Имидж образовательной организации
  • Финансовая стабильность
  • Лидерская позиция на рынке образовательных услуг
  • Размеры и системность образовательной оргнаизации (есть пошаговое продвижение от ступени к ступени без резких карьерных скачков)
  • Коллектив единомышленников
  • Стратегия развития


Условия компании, необходимые для развития и удержания талантов 

Независимо от должности, талант должен ощущать, что не только он заботится о результатах образовательной организации, но и образовательная организация заботится о нем.

  • Акцент в развитии: горизонталь
  • Прозрачность, честность, открытость правил
  • Понятность процедур и системы управления
  • Прозрачность, честность в карьерном росте, статусе, привилегиях, перспективах
  • Рост в квалификации и карьере
  • Интересная работа, позволяющая раскрыть и развить потенциал  

Привлечь таланты легче, чем создать и поддерживать атмосферу, способствующую достижению ими высоких результатов 

Основные этапы 

Программы работы с талантами 

1. Цель

  • Стратегические задачи (будущие проекты, структурные подразделения)
  • Управленческий резерв
  • Сложно замещаемые должности

2. Отбор кадров

  • Модели компетенций для талантов
  • Оценка исполнения
  • Оценка компетенций
  • Оценка потенциала/ способностей
  • Прогноз развития

3. Удержание

  • Четкая программа развития (через задачи, обучение, оценку прогресса)
  • Программа долгосрочной мотивации и стимулирования

Этап 1. Ключевые показатели эффективности 

  • KPI: Кол-во и качество талантов, приступивших к реализации своих стратегических задач по окончании Программы развития
  • PI: % текучести кадров среди талантов
  • PI: % внеплановых изменений в планах развития талантов
  • PI: % высоких оценок прогресса в развитии талантов

Этап 2: выбор талантов

Не ищите тех, кто уже делал эту работу - ищите тех, кто может и хочет ее сделать.

ВАРИАНТ ВЫБОРА

ПЛЮС                                                                                                                                 МИНУС

Самовыдвижение (открытый конкурс) 

Возможность для сотрудников заявить о себе, для образовательной организации - расширить поле поиска.

Открытость и прозрачность процесса

Возможно большое количество кандидатов. Неадекватная самооценка кандидатов - сложности с обратной связью 

Рекомендация непосредственного руководителя  

Заинтересованность руководителя в развитии рекомендованного им сотрудника - есть вероятность того, что руководитель будет обучать таланта на рабочем месте, будет наставником

Страх потери исполнителя, субъективная оценка, личная незаинтересованность могут помешать руководителю рассмотреть талант среди своих подчиненных  

Результаты ежегодной оценки достижений и развития 

Принимаются взвешенные решения, легко объяснить причину выдвижения конкретного кандидата 

Оценивается текущий уровень исполнения, а не потенциал и способности сотрудника  

Специальные оценочные процедуры  

Можно выявить потенциал сотрудника  

Повышают напряжение и тревожность среди кандидатов в таланты  

Предлагаемое решение: учет всех вариантов с акцентом на тестирование потенциала/способностей 


Цена ошибок на этапе выбора талантов 

Возможные ошибки

  • Снижение планки требований при отсутствии у претендента всех необходимых компетенций
  • Не разглядели вовремя перспективного сотрудника, компетентность и потенциал которого значительно выше текущей занятости 

Последствия

  • Выбран несоответствующий кандидат - не оправдывает ожидания уже в процессе подготовки.
  • Цель Программы не достигается, ресурсы затрачены впустую
  • Демотивация и уход сотрудника из образовательной организации.
  • Если по горячим следам предложить сотруднику заслуженное признание и продвижение - он, вряд ли, надолго останется в образовательной организации 

Этап 3: развитие и удержание талантов 

Мотивация

Если хочешь построить корабль, не надо созывать людей, чтобы все спланировать, разделить работу, достать инструменты и рубить деревья. Нужно заразить их стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль

«Маленький принц», А.Сент-Экзюпери

Развитие

  • Акцент на профессиональное мастерство и лидерские качества.
  • Сложные развивающие задачи.
  • Работа в проектах.
  • Неформальное обучение (знания от коллег, наставников, других людей).
  • Управление потоком: Кто? Куда? Когда?  

Стимулирование

  • Компенсация ориентирована на потребности педагога, дифференцируется в зависимости от его вклада в образовательный процесс.
  • Каждому таланту - индивидуальное предложение, привлекательное конкретно для него.

Или... сделать уход предсказуемым 


Что должен учитывать план развития таланта 

  • Ключевые задачи в ближайшие 2-3 года
  • Компетенции, которые требуют развития
  • Ресурсы для развития (самостоятельность, наставники, бюджет обучения, повышения квалификации, переподготовки и т.п.)
  • Индивидуальные особенности (оптимальные способы развития)
  • Возможности компании (стажировки, карьерные перемещения и т.п.)

Оценка результатов развития талантов 

  • Ответственность за развитие - на самих талантах и на линейном менеджменте
  • Ответственность за мониторинг и корректировку Программы - наблюдательный комитет +HR
  • Ответственность за учет результатов - HR
  • Оценка проводится постоянно с четкой периодичностью.
  • Обязательна регулярная обратная связь от наставника /коуча.

Результаты обсуждаются на регулярных совещаниях, корректируются пути развития, рассматриваются возможности ротации, изменения компенсационного пакета.

Оценка организационной готовности 

Сильные стороны

  • Возможность внутреннего и внешнего повышения квалификации
  • Знания, навыки и опыт работы с подобными проектами и Программами
  • Высокая скорость наработки инструментов для проектов и программ
  • HR - сильные методологи, энтузиасты 

Слабые стороны

  • Низкая заинтересованность руководителей в реальном (а не декларативном) развитии педагогов
  • Невысокий уровень управленческих компетенций руководителей
  • Недостаточное понимание руководителями серьезности задачи развития талантов - интерес к модным трендам. Недостаток поддержки «на деле».
  • Система вознаграждения, развития и удержания талантов - непрозрачность, непоследовательность в решениях, ручное управление. 

Примерный график 
реализации программы 

Опыт образовательных организаций

Top Talents (наиболее эффективные сотрудники) + Hi-Po (высокопотенциальные) = 4% от всего штата педагогических работников образовательной организации.

Выделено специальное время (1,5 - 2 часа в полугодие) для дискуссии о карьере педагогов.

Старт дискуссиям ежегодно дает обращение руководителя образовательной организации с акцентом на важность развития педагогических работников.

По итогам дискуссии каждый сотрудник описывает дальнейшие желательные для него карьерные ступени.

Модель обучения: 70% - на рабочем месте (путем разнообразия и усложнения задач), 20% - наставничество, 10% - внешние мероприятия.

Формат Шадовинг «Shadowing» - для подготовки будущих руководителей и лидеров профессиональных педагогических объединений.

Полезные ссылки

HR Менеджмент @4HR_ru

Электронный журнал о работе с людьми. Создан не только для HR-специалистов, но и для всех руководителей, желающих научиться эффективнее управлять командой. Russia, Moscow 4hr.ru Дата регистрации: март 2012 г.

Управление талантами - Википедия

В статье рассматривается понятие управление талантами (англ. Talent management) как совокупность инструментов управления персоналом, которые дают возможность организации привлекать, эффективно использовать и удерживать сотрудников, которые вносят существенный вклад в развитие организации

Тьютор

А.Г. Лукьяненко,
заведующий отделом ИМЦ

ИМЦ Калининского района Санкт-Петербурга, Все права защищены 2017
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать